Обеспечение динамичного развития строительной деятельности в условиях ресурсного дефицита является одной из важнейших задач предприятий строй индустрии. Инновационные технологии и материалы обеспечивают высокое качество и конкурентоспособ-ность продукции, тем самым предо-пределяя эффективность строительства в целом.
На протяжении последних десятилетий строительная индустрия СССР, а ныне и России, относилась к инновационно малоразвитым отраслям экономики. Но, несмотря на инертность и консерватизм строительной сферы, внедрение инноваций способно обеспечить динамичное развитие отрасли. Инновации обусловливают прогрессивные изменения, в первую очередь, за счёт снижение стоимости строительства и сроков, повышения качества возводимых объектов, комфортности проживания и эксплуатации.
В настоящее время усиливается тенденция повышения доли монолитных конструкций в общем объеме строительных работ. Мировая практика строительства показывает, что на сегодняшний день из существующих технологий возведения зданий и сооруже-ний наиболее перспективным является именно монолитное строительство.
Однако наряду с этим, в монолитном строительстве наблюдается рост себестоимости из-за перерасхода материальных ресурсов, повышение трудоёмкости процессов и спад темпов строительства. Эти негативные факторы являются следствием применения необоснованных, зачастую морально устаревших технологических способоввозведения зданий, неудачных конструктивных решений, отсутствия точности в проектировании, грамотной организации производственного цикла и необходимой подготовки строителей.
Реализация проектов с использованием прогрессивных контруктивно-технологических схем возведения зданий, предполагающих применение технологии преднапряженного железобетона, позволяет преодолеть основные недостатки монолитного строительства: высокий уровень себестоимости, трудоёмкости и длительности строительно-монтажных работ.
Результатом активной деятельности АО «СТЭФС» в области внедрения инновационных технологий стала разработка серии проектов монолитного строительства под общим наименованием «БПК». Присущая всем проектам этой серии конструктивно-технологическая схема возведения – безригельный преднапряженный каркас (БПК), определила название ипринципиальную особенность этих проектов. Их основополагающей составляющей является применение технологии предварительного напряжения арматурных элементов в процессе строительства.
Основные преимущества проектов серии БПК заключаются в обеспечении следующих показателей строительной продукции:
- экономичность (высокий уровень экономической эффектив-ности, предполагающий снижение себестоимости строительства до 30%);
- надёжность (высокие качественные характеристики зданий при минимальных сроках строительства);
- современность (большепролётность, позволяющая широко варьировать архитектурно-планировочными решениями с повышением функциональности, комфортабельности и удобства эксплуатации зданий).
Область применения проектов БПК достаточно широка: в первую очередь, это строительство жилых зданий и объектов общественного назначения различной этажности – жилых домов, многоэтажных паркингов, коттеджей, таунхаусов, объектов инфрастуктуры, пристроек к существующим зданиям. Опытным путем доказана рациональность применения рассматриваемых проектов при реконструкции зданий и сооружений с возможностью увеличения объёма застройки.
Использование проектов серии БПК при возведении зданий и сооружений позволяет при меньшей себестоимости строительства на выходе получить объект более высокого класса по своим архитектурным, конструктивным и планировочным показателям (таблица 1). Конструктивная схема безригельного преднапряженного каркаса с плоским перекрытием (БПК-П) позволяет возводить здания с пролётами до 9 м без балок и капителей по всей площади перекрытий с возможностью сооружения консолей разнообразной геометрической формы, вылетом до 3,5 м. А конструктивные особенности безригельного преднапряженного каркаса со ступенчато-вспарушенным перекрытием (БПК-СВ) позволяют ещё более увеличить пролёты и консоли, до 12 и 6,5 м соответственно. Немаловажно, что показатели расходов стали и бетона в этом варианте (БПК-СВ) несущественно возрастают относительно предыдущего (БПК-П). Представленные в таблице 1 обобщенные данные позволяют судить о высокой технико-экономической эффективности проектов серии БПК.
Возведение зданий и сооружений на базе безригельного преднапряженного каркаса определило основные преимущества проектов серии БПК относительно стандартных конcтруктивно-технологических схем монолитного строительства (рис. 3, 4, 5).
Таблица 1.Принципиальные особенности конструктивных схем проектов серии бпк | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструктивная схема | Шаг колонн, м | Толщина перекрытия, см | Расход арматуры, кг/м2 | Вылет консоли, м | ||||||||
БПК-П 1) | до 9,0 | 18-25 | 15-22 | до 3,5 | ||||||||
БПК-К 2) | до 12,0 | 22-25 | 22-25 | до 6,5 | ||||||||
БПК-СВ 3) | до 12,0 | 17-22 | 18-25 | до 6,5 | ||||||||
БПК-СМ 4) | до 12,0 | 22-30 | 15-22 | - | ||||||||
БПК-ПС 5) | до 18,5 | 25-30 | 30-35 | - | ||||||||
БПК-Я 6) | до 18,5 | 27-32 | 35-40 | - |
БПК – безригельный преднапряженный каркас с: 1) плоским перекрытием; 2) кессоным перекрытием; 3) ступенчато-вспарушен-ным перекрытием; 4) сборно-монолитным перекрытием; 5) пустотным пере-крытием; 6) ячеистым перекрытием.
Соотношение пролета здания к толщине перекрытия из преднапряженного бетона более чем в 1,5 раза больше, чем у зданий из обычного бетона (рис. 3). Это значит, что при приведенной толщине плиты перекрытия 25 см длина пролета в здании с преднапряженным бетоном составляет около 11 м, тогда как при той же толщине плиты перекрытия пролеты здания в традиционном исполнении едва ли достигнут 7 м.
Употребление понятия приведенной толщины перекрытия обусловлено необходимостью обеспечения сопоставимости и сравнимости рассматриваемых вариантов, так как в основе анализа лежат конструктивные схемы с различными типами перекрытий (плоские, кесон-ные, пустотные и т.п.). Приведенная толщина определяется как отношение объема бетона перекрытия на его площадь. Иными словами, приведенная толщина – это условная толщина кесонных, ребристых, пустотных и т.п. перекрытий, расчитанных в плоском исполнении.
Как показывают исследования, эффективность применения преднапряженного бетона ещё более возрастает с увеличением пролетов здания. Об этом свидетельствует усиливающееся расхожденние графиков преднапряженного и обычного бетона (рис. 3) по мере движения по оси абцисс в сторону увеличения значений размера пролетов (слева направо).
В монолитном строительстве, особенно в каркасном, расход товарного бетона во многом зависит от толщины перекрытия. Поэтому изменения показателей расхода бетона (рис. 4) и толщины перекрытия (рис. 3), в зависимости от длины пролета, получаются аналогичными. Строительство с применением преднапряженного каркаса позволяет сокращать расход бетона по сравнению со строительством на базе традиционного монолитного какраса. Причём экономия в расходе бетона возрастает с увеличением пролетов здания (рис. 4).
Что касается второго по значимости показателя материалоёмкости – расхода арматурной стали – то здесь наблюдается кардинальное улучшение положения. Как видно из графика (рис. 5), при 6-метровом шаге колонн расход стали в каркасе для обычного и преднапряженного бетонов составляет около 21 и 16 кг соответственно. При увеличении пролетов до 9 м расход стали для обычного бетона возрастает до 41 кг, а для преднапря-женного он не превышает отметку в 24 кг, что в очередной раз подтверждает существенное преимущество преднапряженного бетона.
Оценка технико-экономических показателей строительства с применением проектов серии БПК выявляет исключительно положительные результаты использования в несущих конструкциях здания преднапряженного железобетона. Благодаря существенному ресурсосбережению, в некоторых случаях удается снизить общий вес здания до 40%, что логически приводит к сокращению затрат на возведение монолитного каркаса здания до 35% (таблица 2, рис. 6).
Технология предварительного напряжения железобетона – новая веха в истории развития монолитного строительства России. Она определяет перспективу развития железобетона в качестве основного материала для возведения современных зданий и сооружений.
Таблица 2Экономическая эффективность проектов серии БПК относительно традиционных схем строительства | |||||
---|---|---|---|---|---|
№ пп. | Наименование затрат | Бетон | Функциональное назначение объекта | ||
Жилое здание 1 | Бизнес центр 2 | Торг.-развл. центр 3 | |||
1. | Расход арматуры | Обычный | 1 950 | 2 150 | 2 760 |
Преднапряж. | 1 498 | 1 579 | 1 789 | ||
2. | Расход бетона | Обычный | 575 | 634 | 814 |
Преднапряж. | 442 | 466 | 528 | ||
3. | Трудоёмкость | Обычный | 256 | 282 | 362 |
Преднапряж. | 196 | 207 | 235 | ||
4. | Энергоёмкость | Обычный | 416 | 458 | 588 |
Преднапряж. | 319 | 337 | 381 | ||
5. | Сроки строительства | Обычный | 3 197 | 3 525 | 4 525 |
Преднапряж. | 2 456 | 2 589 | 2 933 | ||
6. | Себестоимость | 23% | 27% | 35% |
1)Жилое здание «Дом Альянса» (г. Санкт-Петербург, ул. Трефолева, 7). Общая площадь здания – 13 650 м2 , этажность – 12 (+1 подземный).
2)Бизнес-центр «Газойл Плаза» (г. Москва, ул. Наметкина, 14). Общая площадь здания – 36 500 м 2 , этажность – 24 (+3 подземных).
3)Торгово-развлекательный центр «Ереван Плаза» (г. Москва, ул. Большая Тульская, 2). Общая площадь здания – 38 200 м 2 , этажность – 5 (+1 подземный).
Скачать материал (PDF, 4.66 Mb)