Расширение сфер применения технологий предварительного напряжения на сегодняшний день имеет большое значение. Это позволит оптимизировать процесс выполнения работ как в гражданском, так и промышленном строительстве. На базе данной технологии также может быть сделан значительный шаг вперед в области высотного сооружения, где основные проблемы связываются с чрезмерной нагрузкой верхних этажей на нижние. Предварительное напряжение позволит увеличить этажность в два раза без конструктивных дефектов.
Зарубежный опыт демонстрирует эффективность применения метода:
- в плитных фундаментных основаниях большой протяженности;
- монолитных перекрытиях без балочной системы;
- опорных конструкциях и постаментах, предназначенных для размещения тяжелого оборудования;
- несущих системах подземных сооружений (в том числе и многоэтажных).
Есть примеры при реставрационных работах с памятниками.
Интересной представляется также идея двух- и трехосного преднапряжения конструкций. Многочисленные исследования в данной области были проведены профессором В. В. Михайловым и его учениками. Специалист даже разработал проект сооружения (башни) высотой 2 км, построенной на трехосно предварительно напряженных элементах, изготовленных в заводских условиях. Расчетное сопротивление по сжатию в стойках составляло 150 МПа. При этом конструкции, которые используют спирально напряженную арматуру, спроектированы на основании бетона с прочностью 60 МПа. Во время реальных испытаний показатели достигали 300 МПа при сохранении линейной связи до 150 МПа. Практическая реализация данной идеи осуществилась в объемно-напряженных архитравах гидравлических прессов. В них бетон функционировал при нагрузках, втрое превышающих прочность.
Это демонстрирует то, что преднапряжение в трех осях дает возможность создавать принципиально новый железобетон. При этом повышение несущих характеристик материала достигается за счет конструктивных, а не технологичных методик. Предварительное напряжение бетона в конструкциях демонстрирует новые возможности и определяет широкие перспективы развития ж/б в качестве материала для сооружения современных объектов.
В 21 веке в России должно развернуться массовое строительство автодорог, которое потребует возведения большого количества мостов с пролетами разных размеров. Международный опыт демонстрирует высокую эффективность преднапряжения и в данном направлении. При производстве конструкций для зданий различного функционального назначения также целесообразно значительное увеличение доли механического натяжения, расширение выпуска непрерывно армированных и самонапряженных конструкций, увеличение количества зданий с натяжением арматуры на этапе строительства. При этом применение технологии открывает возможности для снижения металлоемкости и общей себестоимости выполнения работ.
Развитие предварительно напряженного строительства необходимо для дальнейшего совершенствования отечественной профильной сферы.